Виды искусственного освещения жилых и производственных помещений

За последние 5-10 лет в России (а особенно, конечно, в Москве) произошел настоящий «бум» на освещение городских общественных пространств. Но сделать освещение комфортным, избегая при этом светового загрязнения, до сих пор не получается. Разбираемся в современных трендах светодизайна и технических аспектах проектирования вместе со спикерами Interlight Design Academy.

Н., Шашни Р.Е., Горбунов А.П.

Развитие современной архитектуры идет в направлении экологичности и «зеленых стандартов». Одним из параметров экологичности зданий является освещение помещений естественным светом солнца. Описаны архитектура зданий и особенности естественного освещения помещений с использованием полых световодов. Рассмотрены конструктивные решения, достоинства и недостатки полых световодов. Приведен анализ Европейского опыта проектирования и строительства зданий с использованием полых световодов для освещения «глухих» помещений.

Типы направления светового потока

Главным критерием при выборе вида искусственного освещения является комфортное нахождение в помещении. Это достигается правильным подбором направления света.

  • Прямое. Световой поток направляется на конкретный объект, акцентируя внимание на нем. Также такой способ освещения позволяет визуально увеличить размеры предмета. Прямой свет преимущественно используется с декоративной целью в интерьерах жилых домов и торговых помещений.
  • Непрямое. Освещение, при котором обеспечивается достаточная освещенность помещения, без прямого направления лучей света. Например, распределение светильников по периметру комнаты, или если источник света один, то направление потока света от него строго в потолок. Это позволяет равномерно осветить помещение, а степень освещенности зависит от яркости света лампочек.
  • Рассеянное. Свет направляется в помещение через рассеивающий экран – непрозрачный плафон. Рассеянный свет распределяется по комнате равномерно, нет перехода между более яркими или темными участками. Применяются для рассеянного освещения люстры и подвесные светильники.
  • Смешанное. Применение в одном помещении всех перечисленных типов искусственного освещения.

Материалы и инструменты

Материалы для работы:

  1. Металлическая панель от стеллажа.
  2. Матовая LED-лампа на 400–600 Лм — 7 шт.
  3. Подвесной патрон — 7 шт.
  4. Кабель с двойной изоляцией ПВС 2х0,75.
  5. Фанера 6-миллиметровая.
  6. Зажим электрический — 2 шт.
  7. Прочная проволока.
  8. Крюк, карабин — по 2 шт.
  9. Хомуты.
  10. Изолента.

Материалы и инструменты

Цветной кабель редко продается метражом, проще найти короткий удлинитель подходящего цвета.

Инструменты:

  • дрель, сверла;
  • пассатижи;
  • отвертки;
  • напильник;
  • ножницы по металлу;
  • ножовка;
  • рулетка, угольник;
  • молоток, керн;
  • нож.

Юрий Медведев преподаватель модуля «Освещение общественных пространств» курса «Световой дизайн» в МАРШ

«Если сравнивать спутниковые карты светового загрязнения — современные и, скажем, десятилетней давности, — хорошо видно, как снижается уровень светового загрязнения в развитых странах и одновременно расцветает, как диковинный цветок, световой ореол Москвы. Бурный и малоосмысленный рост числа столь любимых московскими чиновниками «светоточек» вывел Москву в пятерку наиболее ярко освещенных городов мира. К сожалению, большинство населения приветствует этот, на самом деле, довольно печальный факт. В сущности, в нашем городе сформировалась и продолжает формироваться, расползаясь в разные стороны вдоль «вылетных» магистралей, крайне агрессивная световая среда низкого качества.

Читайте также:  Как правильно устанавливать пластиковые (ПВХ) окна?

Это не удивительно и даже типично для стран третьего мира, но, согласитесь, для «лучшего города земли» хотелось бы какой-то другой судьбы.

Пока же московское освещение гораздо чаще поражает дурным вкусом, архаичным стремлением к демонстративному потреблению, расточительным отношением к ресурсам, полным пренебрежением к экологии и зачастую просто отсутствием здравого смысла. Основные черты московской световой среды – чрезмерные яркость и контраст, однообразие приемов освещения, дробность и хаотичность городских светопанорам, зачастую не поддающийся объяснению выбор объектов архитектурного освещения и, наконец, просто запредельный уровень светового загрязнения, апофеозом которого стали весьма популярные в народе проекты разноцветного освещения Воробьевых гор и Бульварного кольца, несомненный ущерб экологии города от которых еще предстоит оценить».

Однако не все так печально: рецепты трансформации световой среды Москвы довольно просты. Необходимо критически оценить последнее десятилетие, сформировать концепцию и следовать ей. В 2008 году году в Москве уже была принята Концепция создания единой светоцветовой среды, однако она не была реализована: о ней просто забыли, и подрядчики не следовали ей​.

Human Centric Lighting (с англ. «освещение, ориентированное на человека») — широко известная в кругах светодизайнеров и производителей осветительного оборудования теория, рассказывающая о влиянии света на здоровье и производительность человека.

Дизайн для людей невозможен без интереса к самим людям, эмпатии. Физиология, эмоции, ожидания и рефлексия — все это просто необходимо учитывать при планировании освещения.

Типы искусственного освещения на предприятиях

По выполняемым функциям искусственное освещение бывает:

  • Рабочим;
  • Дежурным;
  • Аварийным;
  • Охранным;
  • Сигнальным;
  • Бактерицидным;
  • Эритемным.

Рабочим называют освещение, обеспечивающее нормальные условия в помещениях. В нерабочее время используется дежурное освещение, для которого нет норм по области применения, равномерности и качеству.

В случае непредвиденных ситуаций, в том числе отключения электроэнергии, взамен основного освещения включается аварийное. Такие устройства устанавливают на производстве, на котором при отключении света может произойти пожар, отравление людей, взрыв или существенное нарушение технологического процесса. Это касается установок водоснабжения, электростанций, диспетчерских пунктов и т.п. Осветительные приборы в этом случае размещаются в местах, где проход может быть опасным: на лестничных площадках, в производственных помещениях с большим количеством людей.

К этой же категории относится эвакуационное освещение предприятий. Как видно из названия, оно нужно для эвакуации людей из помещения из-за аварийного отключения света. Освещение этого типа должно быть организовано на всем протяжении пути до выхода.

Светильники для аварийного освещения подключаются к независимым источникам питания. Здесь используются лампы накаливания либо люминесцентные. Приборы, которые применяются при эвакуации людей, должны быть подсоединены к сети, независимой от рабочего освещения.

С помощью охранного освещения создается хорошо освещенная в ночное время зона, чтобы на территорию объекта не могли проникнуть злоумышленники. Светильники обычно размещают вдоль границы охраняемого помещения.

Основная функция сигнального освещения заключается в информировании об опасности вторжения в определенную зону. Примером могут служить специальные огни на высоких сооружениях, предназначенные для самолетов.

Под бактерицидным освещением понимают воздействие ультрафиолета для обеззараживания воздуха. Эритемное облучение организуется при помощи UV ламп в помещениях, где не хватает естественного света. Электромагнитные лучи таких устройств благоприятно влияют на обмен веществ, дыхание, кровообращение и прочие функции человеческого организма. Такой подход позволяет избежать нарушений в состоянии здоровья у работников и падения эффективности производства.

Читайте также:  Конденсат и наледь на стеклопакетах: причины и следствия

Постоянный и импульсный студийный свет. Что лучше?

Каждый фотограф, который начинает работать в студии, решает для себя, какое студийное оборудование ему стоит выбрать. Существует два принципиально разных освещения для работы в студии.

В зависимости от применяемого оборудования, студийный свет можно разбить на 2 категории: постоянный и импульсный. В свою очередь приборы постоянного света можно разделить на два типа: классические лампы (накаливания, галогенные лампы, кварцевые лампы) и осветители, использующие флуоресцентные лампы. У каждого есть свои преимущества и недостатки.

Постоянный студийный свет имеет ряд плюсов.

Однако негативных моментов, связанных с постоянным светом, значительно больше.

  • 1. Тепло. Тысячи Ватт тепла в осветителях с классическими лампами способны сделать невыносимой любую съемку и расплавить реквизит. Затрудняет фотосъемку объектов восприимчивых к высокому выделению тепла (фотосъемка цветов, продуктов питания, деликатных тканей и т.д.)
  • 2. Ограниченный выбор аксессуаров усложняет работу с постоянным светом.
  • 3. Значительно проще управлять импульсной вспышкой, чем раскаленным агрегатом, способным расплавить находящееся рядом оборудование.
  • 4. Отсутствие плавной регулировки и не всегда достаточная мощность у флуоресцентных ламп.

Итак, что же это обозначает на практике? Постоянный свет очень удобен при съемке профессиональных и любительских видеороликов. Однако при его использовании можно столкнуться с рядом проблем. При ярком свете зрачок человеческого глаза сокращается, что в портретной съемке и в крупных планах на видео выглядит неестественно.

Другой минус – необходимо тщательно выбирать сопутствующие студийные аксессуары, ведь не каждый софтбокс или фотозонт выдержит высокую температуру на протяжении длительного времени. Следует также помнить, что моноблоки сильно нагреваются, и периодически их следует временно выключать.

Для комфортной работы в домашних условиях или в фотостудии требуется хорошая вентиляция и мощный кондиционер.

Альтернативным вариантом освещения является импульсный студийный свет. Студийные вспышки, в отличие от накамерных, предоставляют полную свободу действий, и со своим появлением стали синонимом мощности, мобильности и контроля.

Они мощнее накамерных, но предназначение имеют такое же. Импульсный студийный свет условно можно разделить на вспышки – моноблоки и генераторы.

Постоянный и импульсный студийный свет. Что лучше?

Конструкция моноблока, совмещает в себе всю необходимую электронику, блок управления, лампу – вспышку и лампу постоянного моделирующего света . С помощью нескольких таких вспышек можно решить любую поставленную задачу. Поэтому они очень популярны у любителей и профи.

Обратите внимание

Ценят их за удобство и простоту управления, ведь хороший моноблок имеет плавную регулировку мощности в пределах 4-7 ступеней диафрагмы, позволяет устанавливать широкий выбор аксессуаров: софтбоксы, рефлекторы, шторки, зонты, соты и другие полезные светоформирующие аксессуары.

Довольно популярна студийная вспышка Falcon SS-200F, которая при мощности 200 Дж обладает компактными размерами и совместима с широким спектром доступных студийных аксессуаров.

В отличие от моноблока, на котором размещены все органы управления, студийный генератор представляет собой другую систему.

Она состоит из основного напольного блока, в котором размещена вся электроника и органы управления. К специальным разъемам на генераторе подключаются от 2 до 4 генераторных вспышек.

Конструкция вспышек предельно проста: как правило, они оснащены лампой – вспышкой, моделирующим светом и мощным кулером – охладителем.

Студийный генератор используется, когда необходима огромная мощность (до 6000 Дж), высокая скорость перезаряда, короткая продолжительность импульса, стабильность цветовой температуры и продолжительное время фотосъемки. Батарейный генератор – идеальный вариант для выездной фотосессии.

Читайте также:  Как заклеить окна фольгой: пошаговая инструкция от специалиста

Однако удовольствие это не из дешевых и обойдется в несколько тысяч долларов.

Если бюджет более приземленный и задачи попроще, ваш выбор, как и выбор подавляющего большинства фотолюбителей – импульсные студийные вспышки, которые можно приобрести, обратившись в любой специализированный магазин фототехники, где заодно можно проконсультироваться по сопутствующим аксессуарам для разных жанров съемки.

Галогенные лампы накаливания

Лампы накаливания со временем теряют яркость, и происходит это по простой причине: испаряющийся с нити накаливания вольфрам осаждается в виде темного налета на внутренних стенках колбы. Современные галогенные лампы не имеют этого недостатка благодаря добавлению в газ-наполнитель галогенных элементов (йода или брома).

Лампы бывают двух форм: трубчатые — c длинной спиралью, расположенной по оси кварцевой трубки, и капсульные — с компактным телом накала.

Цоколи малогабаритных бытовых галогенных ламп могут быть резьбовыми (тип Е), которые подходят к обычным патронам, и штифтовые (тип G), которые требуют патронов другого типа.

Световая отдача галогенных ламп составляет 14-30 лм/Вт. Они относятся к источникам с теплой тональностью, но спектр их излучения ближе к спектру белого света, чем у ламп накаливания. Благодаря этому прекрасно "передаются" цвета мебели и интерьера в теплой и нейтральной гамме, а также цвет лица человека.

Галогенные лампы применяются повсюду. Лампы, имеющие цилиндрическую или свечеобразную колбу и рассчитанные на сетевое напряжение 220В, можно использовать вместо обычных ламп накаливания. Зеркальные лампы, рассчитанные на низкое напряжение, практически незаменимы при акцентированном освещении картин, а также жилых помещений.

Источники света

Среди источников освещения выделяют две крупные группы – приборы искусственного света (лампы, LED ленты, матрицы и т.д.), а также естественный свет. Первый источник не ограничен во времени, но является затратным с финансовой точки зрения. Второй ограничен временем суток, погодными условиями и другими факторами, но позволяет сэкономить. Тем не менее, обе категории требуют грамотной комбинации и расположения друг относительно друга.

Естественный свет

Рис. 5. Естественное освещение в квартире

Источники света

Несмотря на положительные аспекты использования естественного освещения в квартире, существует и мешающее влияние, которое определяется положением окна касательно сторон света:

  • Южное окно — считается наиболее мощным источником, однако в обеденное время свет может достигать чрезмерного уровня, что сделает пребывание в комнате не комфортным. Поэтому для регулирования интенсивности на окна устанавливаются жалюзи или ролеты.
  • Северное – по отношению к другим дает минимум освещения, поэтому таким окнам главное не мешать, солнце практически никогда не действует здесь в полную силу.
  • Восточное – по интенсивности мало уступает южным, разница существует лишь во времени активности. Поэтому все меры здесь идентичны.
  • Западные – могут выдавать мощное освещение вечером на закате, поэтому также желательно закрыть окно шторой.

Искусственное освещение

По отношению к естественным источникам освещения искусственные должны располагаться таким образом, чтобы в сумерках их потоки не перекрывали друг друга.

Рис. 6. Положение приборов искусственного освещения по отношению к естественному

Источники света

Так, в непосредственной близости от окна нет смысла устанавливать люстру или целый ряд софитов. Иначе свет, который вы могли бы использовать бесплатно, будет полностью гаситься основными источниками. При необходимости у окна можно устанавливать точечное функциональное освещение для конкретной цели.