Как выполняется ремонт паяльных ламп. Как работает паяльная лампа

Паяльная лампа — нагревательный прибор (изобретение, Швеция, Карл Рикард Нюберг, 1881 год), в котором горение исходного вещества (спирта, керосина, бензина) переводит его в испарителе в газообразное состояние, а струя из форсунки затягивает кислород, находящийся в воздухе, подобно пульверизатору.

Как пользоваться

На примере бензиновой паяльной лампы, рассмотрим, как правильно пользоваться этим инструментом:

  • Баллон заправляется бензином на 3/4 от объема баллона;
  • 6-10 качков насоса создают избыточное давление;
  • В ванночку наливается тот же бензин, что и в баллон, после чего он поджигается для первичного нагрева;
  • После того, как пламя погаснет, запорная игла немного приоткрывается. Теперь можно поджигать факел;
  • Силу пламени можно регулировать количеством подаваемого топлива. Для того чтобы пламя работало без перебоев, необходимо прочистить форсунки специальной иглой;
  • Гашение пламени происходит закрытием запорной иглы.

Устройство паяльной лампы

Конструкция прибора достаточно проста, в ней используется всего несколько основных деталей:

  1. Резервуар для топлива. Заправка лампы осуществляется через специальное отверстие, которое затем герметично закрывается.
  2. Узел подачи бензина к испарителю, который состоит из вентиля и сифонной трубки.
  3. Сам испаритель, в котором под воздействием высокой температуры образуются пары бензина.
  4. Ручной насос. Он дает возможность повысить давление.
  5. Форсунка, через которую пары топлива подаются на эжектор.

Паяльная лампа. Область применения и принцип работы

Паяльная лампа – изобретение относительно давнее, мало кто знает, что в 2031 году все желающие смогут отпраздновать круглую дату, 150-летие со дня создания данного полезного прибора Карлом Рикардом. Надо сказать, что за все прошедшее время конструкция прибора не изменилась и, не смотря на появление новых, современных инструментов, таких как промышленный фен, актуальность паяльной лампы сохраняется, а в некоторых случаях без нее и вовсе невозможно обойтись.

Где применяется лампа?

  • Различные виды пайки вплоть до высокотемпературной твердыми припоями, поскольку температура пламени достаточно высокая до 1100 оС.
  • Для легкоплавких материалов возможна даже сварка.
  • Удаление старой краски с оконных рам путем ее разогрева и соскабливания. Удовольствие малоприятное из-за резкого запаха, выделяемого сгорающим ЛКП, зато эффективное.
  • В деле ремонта, чтобы разобрать заржавевшие металлоконструкции или раскрутить заклинивший болт.
  • На природе можно использовать для приготовления еды с применением нехитрого приспособления в виде изогнутой под 90 градусов трубы, надетой на горелку.
  • Для смоления свиных туш
  • Прочее (зависит от фантазии).

Лампа может заправляться различными горючими смесями жидких или легких углеводородов, либо же веществами, представляющими собой органические соединения, смесями газов: спирты, керосин, бензин, природный газ и т.д. Чаще всего используются бензиновые паяльные лампы и все большую популярность приобретают лампы, которые заправляют природным газом, они также конструктивно устроены совершенно по-другому, чем классическая конструкция.

Габариты приборов могут разниться в зависимости от размеров резервуара, в который заправляется топливо. Максимальный объем резервуара может быть до 2 литров, однако, учитывая, что «под завязку» заполненная лампа не будет работать (нужно оставить место для нагнетания воздуха и образования паров), эта величина корректируется до 1,8 л.

Используйте только качественное топливо для паяльных ламп. Например, спецбензин или бензин с октановым числом не менее 80. Низкокачественное топливо может создать взрывоопасную ситуацию, привести к засорению форсунки и преждевременному выходу прибора из строя.

Конструктивные особенности бензиновой лампы

Лампа состоит из двух частей: топливного резервуара и эжектора на выходе из которого происходит сгорание топливовоздушной смеси. Бензин заливается в лампу через специальное круглое отверстие в баке, которое затем герметично закрывается заглушкой. Герметичность обеспечивается резиновым уплотнителем.

С помощью встроенного насоса в резервуаре создается избыточное давление – это необходимо для того, чтобы обеспечить поступление бензиновых паров в эжектор. С помощью вентиля регулируется мощность лампы и величина пламени. Для керосиновых или спиртовых паяльных лам в конструкцию добавляется испаритель.

Для запуска лампы под горелкой –эжектором предусмотрено блюдце. В него наливают бензин, который затем поджигают.  Занявшееся пламя нагревает эжектор. Внутри прибора образуются пары бензина, которые, благодаря избыточному давлению, созданному заблаговременно с помощью насоса, вытесняются в эжектор и, пройдя через форсунку, воспламеняются с образованием факела. Горение паров поддерживается путем подсоса воздуха в область сгорания.

В процессе разогрева лампы воздух с помощью насоса в целях безопасности в резервуар не закачивается, а валик –регулятор находится в положение «выключено». Валик-регулятор открывается только после достижения на горелке и испарителе достаточной температуры.

Читайте также:  Делаем самодельный трубогиб и профилегиб своими руками

Конструкция бензиновой паяльной лампы

В устройстве бензиновой паяльной лампы выделяют две основные конструктивные части – резервуар для хранения запаса топлива и горелку.

Эжектор – устройство, в котором происходит передача кинетической энергии от одной среды, движущейся с большей скоростью, к другой.

Горелка носит название эжектора. Эжектор имеет конструкцию, которая обеспечивает продвижение потока воздуха и распадающихся продуктов горения в процессе сжигания топлива. Принцип работы этого устройства основан на создании тяги за счет сгорания топлива.

В резервуар заливается запас топлива, после чего он закрывается плотной крышкой с уплотнителем. Крышка с уплотнителем предотвращает утечку топлива в процессе хранения приспособления, а также в процессе его эксплуатации. Резервуар для хранения запаса бензина снабжается насосным устройством позволяющим осуществлять нагнетание воздуха в резервуар для создания избыточного давления в нем. Избыток давления способствует в процессе работы приспособления транспортировке бензина из резервуара к горелке.

Типовое устройство в своем составе содержит следующие конструктивные элементы:

  • резервуар для топлива;
  • ручка для удержания прибора в процессе работы;
  • герметично закрывающаяся горловина для заливки топлива;
  • насос с клапаном – для создания избытка давления в резервуаре;
  • сифонная трубка, обеспечивающая подачу топлива к испарителю;
  • клапан игольчатый, служащий для регулировки подачи топлива;
  • испаритель;
  • форсунка;
  • эжектор;
  • приспособление для чистки форсунки.

Топливо, заправляемое в резервуар устройства, является расходным материалом. От качества используемого топлива зависит дымность пламени и засоряемость форсунки, помимо этого от качества топлива зависит степень взрывоопасности, возникающая в процессе использования прибора. Для нормальной работы бензиновых устройств требуется применять специальный бензин или бензин, имеющий октановое число не меньше 80. В случае использования некачественного топлива прибору может потребоваться ремонт.

Как сделать своими руками?

Бензиновые горелки можно не только купить, но и сделать своими руками. Подобная модель обычно состоит из компрессора от холодильника, ацетиленового бачка, резака и элементов из меди. На сегодняшний день существует множество способов сборки подобного аппарата своими руками. Одним из наиболее простых является использование консервных банок, ваты, топлива и шурупов.

Приведем последовательность изготовления бензиновой горелки.

  1. Прежде всего нужно тщательно помыть банки и почистить их от загрязнений. Теперь берем обычную банку из-под напитка и отрезаем ее верхнюю часть, оставив только треть нижней. Проделываем четыре отверстия при помощи шурупа.
  2. У второй банки тоже избавляемся от верха и устанавливаем ее дном вверх. Посередине кладем вату, а сверху закрываем первой банкой.
  3. Через созданное отверстие на верхней банке намачивается вата бензином, и факел начинает гореть.

Таким образом, бензиновая горелка, даже самодельная, обладает огромным количеством преимуществ, среди которых стоит отметить мобильность, мощность и экономичность

В процессе использования в обязательном порядке необходимо уделить внимание технике безопасности. В процессе выбора нужно обращать внимание на наличие сопла, на то, как работает аппарат, а также изучить чертеж, чтобы понять, как разжечь или зажечь горелку

Кроме того, при желании бензино-воздушную и ацетиленовую мини-горелку можно собрать своими руками.

Подробнее о бензиновых горелках смотрите в видео ниже.

Устройство и области применения

Достаточно простое устройство паяльной лампы обеспечивает удобство обращения с ней не только на стадии подготовки к работе (заправка, нагнетание давления), но и при непосредственной пайке обрабатываемых изделий или заготовок.

В конструкции бензиновой паяльной лампы можно выделить два основных узла – это ёмкость для размещения запаса горючего и сама горелка. Топливный резервуар вместе с размещёнными на нём ручкой и горловиной для заливки бензина образуют корпусную часть прибора, содержащую помимо этого встроенный клапанный насос.

Насосный механизм служит для закачки воздуха в резервуар, что позволяет создать избыточное давление внутри системы подачи топлива.

Основной рабочий узел лампы (так называемый «бензиновый паяльник») содержит в своём составе следующие обязательные элементы:

  • тонкая трубка-сифон с запорным краником, по которой бензин подаётся непосредственно к испарителю;
  • специальный игольчатый клапан, обеспечивающий регулировку подачи топлива;
  • испаритель горючей смеси вкупе с форсункой;
  • эжектор и жиклёр.

К перечисленным элементам следует добавить поставляемое в комплекте приспособление, используемое для чистки форсунки.

Бензиновые паяльные лампы могут оказаться полезными в ситуациях, когда возникает потребность в предварительном разогреве жала паяльника или же при соединении металлических деталей с точкой плавления до 1000 градусов.

Благодаря относительно невысокой температуре в зоне горения (не более 900 градусов), они применяются для удаления лаковых покрытий, а также при разогреве двигателя автомобиля или замерших трубопроводов.

Помимо обычной паяльной лампы выпускают специальные аппараты, работающие на бензине. Бензиновый паяльный аппарат оснащен компрессором, который нагнетает воздух и обеспечивает регулировку производительности.

Это более совершенный прибор, соответственно и стоимость его дороже. В нем также есть бачок для наполнения бензином и горелка. Причем шланги и горелку могут продавать отдельно.

Бензиновые аппараты такого типа применяют для работы с ювелирными изделиями.

Читайте также:  Лучшие подарки настоящим мужчинам – в Суперайс!

Инструкция по применению

Перед тем как начать использование лампы, стоит очень внимательно изучить инструкцию о том, как применять её при любой строительной работе. Пользоваться таким прибором можно лишь при прочтении основной инструкции и указаний.

Применять прибор разрешено лишь на открытом воздухе. Если есть острая необходимость, то можно воспользоваться прибором и в закрытом помещении, но при этом его нужно включать лишь на короткое время с последующим качественным проветриванием.

При использовании устройства нужно чётко следовать всем правилам эксплуатации:

  1. Перед началом применения устройства нужно провести его заправку необходимым количеством топлива. Заправка ёмкости прибора должна происходить на треть от общего объёма. Пустой объём следует использовать для создания давления во время работы.
  2. Повышенное давление нужно создавать внутри прибора с помощью специально встроенного устройства нагнетающего насоса. Для создания давления нужно осуществить около десяти нерезких качков.
  3. После получения высокого давления нужно подлить в ванночку горелки топлива. Для такой цели лучше всего будет применять спирт, так как такое топливо не будет приносить много копоти. Топливо, залитое в резервуар, поджигается для обеспечения первоначального разогрева испарителя грелки. Во время горения топлива в ванночке нужно обеспечивать особую защиту устройства от воздействия сквозняков.
  4. По окончании процесса горения топлива, находящегося внутри резервуара, происходит открытие игольчатого плотного клапана. Топливо, поступающее из самого испарителя, должно быть газообразного типа — при возникновении в потоке капель топлива процедуру разогрева испарителя нужно провести ещё раз.
  5. После получения струи газообразного топлива её стоит поджигать. В случае необходимости объём поступающего топливного материала можно самостоятельно отрегулировать с помощью игольчатой крышки. Для ускорения процесса разогрева горелки можно поставить прибор к металлическому листу, в это время общее расстояние от листа до сопла горелки должно доходить до двух-трёх сантиметров.
  6. Во время работы устройства нужно внимательно контролировать состояние факела — увеличивать его или же уменьшать можно с помощью игольчатого клапана зазорного типа.
  7. Если же во время использования устройство нестабильно либо происходит частое затухание горения, то нужно произвести очистку форсунки при помощи специальной иглы.
  8. В конце работы стоит погасить факел в устройстве. Гашение факела происходит при помощи завинчивания вентиля и опускания самой иголки. После остывания самой лампы можно выпустить воздух из ёмкости.

Во время использования прибора стоит соблюдать все правила безопасности.

Особенности применения бензиновой паяльной лампы

Ещё лет 20 назад бензиновая паяльная лампа была незаменимым инструментом в хозяйстве каждого автомобилиста или слесаря. Хотя в последние десятилетия появились другие альтернативные приборы для нагрева, понемногу вытесняющие их во многих сферах производства, они по-прежнему могут успешно использоваться в личном хозяйстве для выполнения следующих работ:

  1. разогрева паяльника и припоя;
  2. расплавления и сварки металлов с низкой температурой плавления 900-10000С;
  3. отжига старого лакокрасочного покрытия;
  4. сгибания металлических труб;
  5. размораживания ледяных пробок в трубах водопровода и канализации;
  6. разогрева застывших двигателей и битума;
  7. осмолки шкур крупнорогатого скота;
  8. отжига заржавленных резьбовых соединений и т.д.

В качестве топлива следует использовать низко октановые марки бензина. При этом заполнять бак нужно не более, чем на две трети, чтобы оставалось пространство для создания избыточного воздушного давления, достаточного для подъёма массы топлива по направляющей трубке и фитилю в испаритель и эффективного распыления. Для получения такого давления достаточно выполнить 6-10 полных качаний поршня насоса. При этом движения не должны быть слишком резкими, чтобы не повредить его резиновые уплотнители.

Для разогрева горелки можно использовать часть топлива лампы, однако лучше для этого подходит этиловый спирт, который не оставляет копоть на корпусе прибора и не пачкает руки. Эту процедуру нужно делать в защищённом от ветра, но открытом месте. Готовность лампы к работе проверяется открытием крана подачи топлива. Если при этом из форсунки выходит струя пара, то можно поджигать её спичкой или зажигалкой и отрегулировать факел. Если же из форсунки выходит струя жидкости, то кран надо закрыть и повторить процесс разогрева. Несколько самостоятельных попыток запустить паяльную лампу помогут приобрести опыт и навыки обращения с инструментом.

Видео: Паяльная лампа

Вращая ручку регулировки положения запорной иглы, можно изменять количество подаваемого в форсунку топлива и регулировать размеры факела, которую необходимо подбирать в зависимости от рода выполняемых работ. После запуска корпус прибора от пламени будет постепенно нагреваться и, соответственно, будет расти давление воздуха в баке, что приводит к усилению факела. Через некоторое время процесс установится, лампа полностью войдёт в рабочий режим, и пламя стабилизируется, о чем можно судить по ровному гудению огня.

Для ускорения выхода лампы в рабочий режим можно направить пламя на близко расположенный стальной лист, который, отражая тепло, будет способствовать быстрому прогреву лампы. Если во время работы пламя самопроизвольно начинает терять стабильность или погасает, то нужно закрыть кран и почистить форсунку тонкой и длинной иглой, имеющейся в комплекте паяльной лампы. Быстрое засорение форсунки возможно за счёт плохого качества низко октанового бензина.

Читайте также:  Выбираем сварочный аппарат для труб из полипропилена

Для завершения работы и гашения пламени нужно закрутить до отказа регулятор топлива, чтобы полностью прекратить его подачу. Далее надо дождаться, чтобы лампа остыла, и только после этого стравить остаточное давление в бачке, открыв его горловину. Паяльная лампа относится к устройствам повышенной опасности, которая при неправильном обращении с ней может стать причиной пожара или взрыва, так как горючее находится в непосредственной близости к открытому огню. Поэтому она требует соблюдения особых мер безопасности и осторожного обращения.

Как пользоваться бензиновой горелкой или паяльной лампой. Принцип работы.

  • Первым делом горелку необходимо заправить топливом. Название данного инструмента говорит само за себя. Этим топливом дл

Бензиновая горелка. Сопло. 2 клапана.

я нас стал заранее приобретенный на заправке бензин АИ-95. Пробовали мы использовать 92 бензин, скажем честно, не понравилось. АИ-95 показал себя в этом случае лучше. По технике безопасности заливали мы его в металлическую канистру. Затем бензин переливали в паяльную лампу. В ней имеется 2 клапана – один для заливки топлива, другой для создания давления в горелке. Бензин заливаем не полностью, оставляя пространство для воздуха.

  • Теперь необходимо подобрать место для разогрева паяльной лампы. Все манипуляции с ней рекомендуется проводить на открытом воздухе в безветренную погоду во избежание опасных ситуаций.
  • После того как место подобрано необходимо подготовить бензиновую горелку к работе. Для этого мы должны накачать давление в ёмкости при помощи ручного насоса, т.е. прокачиваем горелку несколько раз, используя торчащий из нее поршень. Кран горелки при этом должен быть закрыт. Как только поршень начинает тяжело проходить в обе стороны, паяльная лампа готова к поджиганию.

    Пример устройства бензиновой горелки горелки.

    Постепенно открываем кран, поджигаем горелку перед соплом (другими словами — наконечник горелки), использовали зажигалку. Количество горючего можно уменьшать или увеличивать при помощи открытия или закрытия крана (ключа). Для более быстрого нагрева можно установить паяльную лампу соплом напротив негорючего предмета. Лично мы использовали для этого просто большой камень. Иногда при помощи насоса горелку можно подкачивать, создавать дополнительное давление в лампе. Пока лампа прогревается Вы можете видеть пламя. Это горит топливо. Затем начнут выходить из горелки пары, и Вы услышите характерное шипение, напоминающее рев двигателя самолета. Это признаки готовности горелки, т.о. наша паяльная лампа полностью готова к работе.

  • В процессе использования горелки необходимо следить за чистотой сопла. Оно просто напросто может засориться. В комплекте с паяльной лампой у нас шли определенные приспособления для чистки форсунки. Их мы вставляли в отверстие в сопле, а затем снимали лишнюю копоть, мешающую полноценной работе лампы.
  • Горелка (паяльная лампа) в работе.

    что касается цены бензиновой горелки. Обошлась она нам в 855 рублей. На наш взгляд, достаточно приятная стоимость, так как вся работа по наплавлению гидроизола на праймер прошла у нас очень успешно благодаря данному инструменту. Об этом Вы сможете узнать в самое ближайшее время в одной из наших статей.

    и пожеланием удачи на стройке,

    Яна и Женя Шигоревы.

    Применение лампы паяльной бензиновой

    Доработка жала паяльника.

    Еще пару десятилетий назад лампу паяльную использовали везде при необходимости нагреть поверхность или металл. Ее часто применяли на производстве, потому как замены ей не было. Сейчас с современными технологиями появились альтернативные варианты, поэтому паяльная лампа стала немного вытесняться. Но не всегда удобно воспользоваться современной техникой. Бывают случаи, когда нагреть материал необходимо там, где нет электричества, поэтому нельзя воспользоваться, например, заранее приготовленным электрическим феном.

    Если нет возможности воспользоваться горелкой зимой на морозе, то на помощь приходит лампа паяльная. Практически у каждого мужчины в хозяйстве сохранилась паяльная лампа с советских времен, которой периодически пользуются в следующих случаях:

    • часто возникает необходимость воспользоваться паяльником, а данное устройство отлично подходит для нагрева самого паяльника и припоя;
    • в случае если необходимо сварить между собой металлы с температурой нагрева до 1000 градусов;
    • расплавить металл с температурой нагрева до 900 градусов;
    • когда необходимо снять старое лаковое покрытие с металлических предметов;
    • для разогрева и оттаивания замороженной воды в трубах и канализации;
    • в морозы с помощью паяльной лампы отогревают автомобильные двигатели;
    • иногда требуется разобрать резьбовые соединения, которые заржавели от старости, паяльная лампа как нельзя кстати подходит для этой работы;
    • при разведении скота данное устройство используют для осмоления шкур забитых животных.